1832 г.
Воскресенский (Спасский) собор
Нижегородская область
г. Арзамас
О РЕСТАВРАЦИИ

В период с июня 2021г. по сентябрь 2022г. специалисты Ярославской художественной мастерской выполнили противоаварийные и консервационно-реставрационные работы по монументальной живописи в интерьере и на фасадах собора на площади 6513,2 м2

Фасад до реставрации

Техническое состояние монументальной живописи на фасадах до реставрации

Восточный фасад

Западный фасад

ИСТОРИЯ

В 1814 году после окончания войны и изгнания Наполеона, правительством Российской империи была заплачена компенсация городу Арзамасу «за продовольствие проходивших через Арзамас в 1812 и 1814 годах воинских чинов людей». Всесословное собрание горожан Арзамаса приняло решение употребить эти средства на строительство храма-памятника в честь великой победы над французами. Приговор горожан гласил: «1814 года февраля Нижегородской епархии города Арзамаса Благородное сословие и знаменитые граждане, имея ревностное желание соборный холодный храм во имя Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа с приделом великомученика Иоанна Воина, за ветхостью его таковою, что хотя оный и неоднократно поправляем был, но не перестает и ныне угрожать отваливающейся от сводов известью и отрывающимися некоторыми кирпичами причинить вред здоровью бывающих в нем, разобрать и вместо него по избранному и удостоенному от всех одобрения, засвидетельствованному С-Петербургскою Императорскою Академиею Художеств, плану создать новый великолепный. При собрании последних Общий сей приговор учинили: послать того собора старосту церковного купца Василия Ивановича Подсосова к Его Преосвященству Моисею Епископу Нижегородскому и Арзамасскому с протопопом для исходатайствования разрешения и благословения и для снабжения о устроении нового храма грамотою». Ходатайство горожан получило благословение епископа Моисея. Вскоре состоялась торжественная закладка храма. Городским обществом был избран строитель собора - Василий Иванович Скоблин

Восточный фасад в процессе реставрации

Северо-восточный фасад в процессе реставрации

Фасад в процессе реставрации

Западный фасад в процессе реставрации

Юго-западный фасад в процессе реставрации

Техническое состояние монументальной живописи на восточном фасаде до реставрации

ДЕТАЛИ

На восточном фронтоне расположено изображение Воскресение Христово, выполненное в технике масляной живописи по известковому грунту. Роспись несколько раз поновлялась. Изначальный красочный слой находился под пастозными слоями поновлений, загрязнениями и копотью. Красочный слой был покрыт плотной сеткой кракелюра разных направлений и разной ширины трещинами

Монументальная живопись в процессе реставрации

Монументальная живопись в процессе реставрации

О РЕСТАВРАЦИИ

Художники-реставраторы выполнили работы по сохранению уникальной масляной живописи на фронтонах собора. Методика, разработанная авторским коллективом мастерской, позволила предотвратить катастрофическое разрушение и утрату шедевра монументальной живописи

Монументальная живопись на восточном фасаде после реставрации

О РЕСТАВРАЦИИ

Степень разрушенности монументальной живописи на четырех фасадах собора несколько отличалась по объемным показателям, но, в целом, они были очень близки друг к другу по своему техническому состоянию

Техническое состояние монументальной живописи на северном фасаде до реставрации

Техническое состояние монументальной живописи на северном фасаде до реставрации

ИСТОРИЯ

В 1987 г. живопись в тимпанах всех фронтонов собора поновлена по разрешению Министерства культуры РСФСР. Согласно архивным данным росписи в тимпанах северного и восточного фронтонов были поновлены бригадой художников-реставраторов под руководством Бабкина С.И.

О РЕСТАВРАЦИИ

При существующем техническом состоянии живописи фасадов, ее фрагментарной сохранности, было сложно выполнить раскрытие изначальной росписи из под позднейших наслоений. Принято решение законсервировать остатки росписи и ее поновлений, вновь поновить, основываясь на сохранившихся фрагментах

Монументальная живопись на северном фасаде после реставрации

О РЕСТАВРАЦИИ

Масляная живопись на поверхности западного фронтона находилась в крайне аварийном состоянии. При обследовании с близкого расстояния можно было сделать вывод, что сохранность фрагментарная, составляла не более 25% от общей площади росписи. Сохранившаяся роспись была представлена некрупными фрагментам изображений под выносами кровли

Техническое состояние монументальной живописи на западном фасаде до реставрации

Техническое состояние монументальной живописи на западном фасаде до реставрации

ДЕТАЛИ
Роспись фронтонов выполнена маслом. По преданию, автором ее является известный живописец Александр Ступин- основатель частной художественной школы в Арзамасе, которая стала первым в России подобным учебным заведением

Монументальная живопись на западном фасаде после реставрации

Реставрация монументальной живописи в интерьерах собора до реставрации

ДЕТАЛИ
Роспись интерьеров выполнена в период с 1835 по 1840 гг. Ее сюжеты раскрывают земную жизнь Спасителя. Живопись собора заслуживает особого внимания ввиду своей неординарности. Всё живописное пространство выдержано в строгой монохромной гамме. Аналогов подобного решения в современных ему памятниках практически не существует

Техническое состояние монументальной живописи в интерьерах до реставрации

ДЕТАЛИ
Живопись интерьеров собора выполнена в клеевой технике на известковом связующем с добавлением растительного клея по известково-гипсовой штукатурке, наполненной песком и частицами молотого угля. Исключение составляет роспись на сводах барабанов. Она выполнена в технике масляной живописи

Монументальная живопись в процессе реставрации

О РЕСТАВРАЦИИ

В храме выполнена замена окон и проведена система отопления для обеспечения оптимального температурно-влажностного режима в интерьерах собора. С установкой отопления богослужения в храме можно будет совершать круглогодично, а не только в теплое время года, как раньше

Монументальная живопись в процессе реставрации

О РЕСТАВРАЦИИ

Особую сложность для реставраторов представляла работа на сводах барабанов. Живопись выполнена в масляной технике на металлическом основании

Техническое состояние масляной живописи в центральном барабане до реставрации

О РЕСТАВРАЦИИ

Работы выполнялись специалистами ООО ЯХМ "Реставратор": бригадой художников-реставраторов монументальной живописи под руководством художника-реставратора первой категории Крылова Сергея Владимировича. Научное руководство осуществлял художник-реставратор высшей категории Чижов Евгений Александрович

Масляная живопись в процессе реставрации

Масляная живопись в центральном барабане после реставрации

ИСТОРИЯ
Деревянная застройка Арзамаса неоднократно страдала от пожаров. Так, например, в 1643 году сгорел деревянный Воскресенский собор на центральной площади. В 1652 году из дубовых бревен был вновь возведен городской собор на центральной площади. Он был трехпрестольным и имел шатровый верх. В 1726 г. Арзамас снова был разорен пожаром, на этот раз самым опустошительным за всю историю города. Пострадал, в том числе и Воскресенский собор. В 1742 г. вместо старого деревянного шатрового Воскресенского храма строится новый, каменный, пятиглавый

Воскресенский (Спасский) собор после реставрации

ООО ЯХМ «Реставратор» | г. Ярославль, ул. Некрасова 39-а | info@restavrators.ru | (4852) 32-80-11