Воскрсесенский (Спасский)
собор
Нижегородская область, г. Арзамас, 1832г.
В 1814 году после окончания войны и изгнания Наполеона, правительством Российской империи была заплачена компенсация городу Арзамасу «за продовольствие проходивших через Арзамас в 1812 и 1814 годах воинских чинов людей». Всесословное собрание горожан Арзамаса приняло решение употребить эти средства на строительство храма-памятника в честь великой победы над французами. Приговор горожан гласил: «1814 года февраля Нижегородской епархии города Арзамаса Благородное сословие и знаменитые граждане, имея ревностное желание соборный холодный храм во имя Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа с приделом великомученика Иоанна Воина, за ветхостью его таковою, что хотя оный и неоднократно поправляем был, но не перестает и ныне угрожать отваливающейся от сводов известью и отрывающимися некоторыми кирпичами причинить вред здоровью бывающих в нем, разобрать и вместо него по избранному и удостоенному от всех одобрения, засвидетельствованному С-Петербургскою Императорскою Академиею Художеств, плану создать новый великолепный. При собрании последних Общий сей приговор учинили: послать того собора старосту церковного купца Василия Ивановича Подсосова к Его Преосвященству Моисею Епископу Нижегородскому и Арзамасскому с протопопом для исходатайствования разрешения и благословения и для снабжения о устроении нового храма грамотою». Ходатайство горожан получило благословение епископа Моисея. Вскоре состоялась торжественная закладка храма. Городским обществом был избран строитель собора - Василий Иванович Скоблин.
ИСТОРИЯ
Интерьер собора
ДЕТАЛИ
Роспись интерьеров выполнена в период с 1835 по 1840 гг. Её сюжеты раскрывают земную жизнь Спасителя. Живопись собора заслуживает особого внимания ввиду своей неординарности. Всё живописное пространство выдержано в строгой монохромной гамме. Аналогов подобного решения в современных ему памятниках практически не существует.
Фрагменты монументальной живописи
О ИССЛЕДОВАНИИ

В результате проведенных исследований ООО ЯХМ "Реставратор" разработали научно-проектную документацию на выполнение противоаварийных и консервационно-реставрационных работ по монументальной живописи в интерьерах и на фасадах, по иконостасам и киотам, по живописной поверхности иконостасов и киотов объекта культурного наследия федерального значения: «Воскресенский (Спасский) собор».

Схемы-картограммы исследуемого собора
ДЕТАЛИ
Архитектурное решение Воскресенского собора выполнено в стиле русского классицизма и ориентировано на греко-римские образцы с их «имперским» духом. При создании собора сохранена философия функционализма, то есть «форма, в данном случае, подчиняется функциональному предназначению», то есть внешний вид отражает его предназначение.
ООО ЯХМ «Реставратор» | г. Ярославль, ул. Некрасова 39-а | info@restavrators.ru | (4852) 32-80-11