Московский Донской монастырь был основан в 1592 году по указу царя Фёдора Иоанновича. Его создание связано с событиями 1591 года, когда Москва отразила набег крымского хана Казы-Гирея, объясняя эту победу заступничеством чудотворной Донской иконы Божией Матери. Архитектурной доминантой монастыря является «Новый» собор во имя Донской иконы. Его строительство началось в 1684 году по обету царевны Екатерины Алексеевны, старшей сестры Петра I. Возведение храма, ставшего ярким образцом московского (нарышкинского) барокко, велось в два этапа. После перерыва работы возобновились в 1688 году, и к началу XVIII века собор был окончательно достроен, став главным храмом монастыря
Объект исследования
ДЕТАЛИ
«Новый» собор, часто именуемый также Большим, был освящён в 1698 году. По свидетельству историка Ивана Забелина, изначально интерьер храма не имел росписей.
Монументальная живопись появилась здесь почти столетие спустя. В 1782 году собор был украшен фресками, выполненными художником Антонио Клаудо по программе, разработанной архитектором Василием Баженовым.
Сохранившийся контракт, заключённый Клаудо с архимандритом монастыря Аввакумом 29 мая 1783 года и позже опубликованный Забелиным, содержит исключительно высокие требования к мастеру, которые он был обязан неукоснительно выполнить. Этот документ подчёркивает особую значимость, которая придавалась художественному убранству собора
История
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
Наш подход к научной реставрации всегда начинается с глубокого исследования памятника. В процессе работы над проектом для Донского монастыря в Москве мы последовательно провели: натурное обследование и обмеры; историко-архивные изыскания; лабораторные исследования, включая химико-технологические и микологические. Комплексный анализ пигментов и стратиграфический анализ проб позволили точно определить состав и сохранность каждого слоя монументальной живописи и икон. Вся собранная информация - от степени загрязнения до картограмм утрат - была преобразована в подробные графические материалы (развертки). На основании этого полного научного заключения Ярославская художественная мастерская «Реставратор» разработала проект противоаварийных и консервационно-реставрационных работ, обеспечивающий сохранение объектов культурного наследия
Исторические фотографии и наши дни
ДЕТАЛИ
Консервационные работы проводятся с целью сохранения материальной структуры произведения монументальной живописи. Данный вид вмешательства предусматривает укрепление всех основных элементов произведения: основания, грунта, красочного и защитного слоёв. При этом проводится строго консервация: без раскрытия подлинной живописи из-под поздних прописей и других наслоений, а также без тонирования, воссоздания и иных реставрационных операций. Главный принцип - стабилизировать и сохранить текущее состояние памятника, не меняя его визуального облика
Пробно-экспериментальные работы
ДЕТАЛИ
Исследование стенописи собора показало, что в качестве иконографических источников Антонио Клаудо неоднократно использовал западноевропейские иллюстрированные Библии, в том числе Библию Пискатора 1674 года издания.
Второй иконографический источник, использованный А. Клаудо – иллюстрированная Библия Вайгеля «в четвертях», изданная в Аугсбурге в 1695 году
Графические материалы
ДЕТАЛИ
Иконографическая схема росписи, автором которой, согласно контракту, выступил архитектор В.И. Баженов, в целом следует традиционному канону, но обладает и своими особенностями. В своде центрального барабана было размещено изображение Духа Святого в виде голубя. На парусах традиционно представлены четыре Евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Роспись подпружных арок, имитирующая лепные кессоны, посвящена силам небесным. Живопись на стенах собора была организована в четыре яруса. Внутри живописных рам размещено более шестидесяти сюжетов, иллюстрирующих Ветхий и Новый Завет. Особое внимание в программе росписи уделено ветхозаветным сценам, раскрывающим центральную богословскую тему собора - грядущее явление Мессии
ДЕТАЛИ
Над проектом работала большая междисциплинарная группа. Особо стоит отметить вклад нашего начальника отдела по выпуску научно-проектной документации Татьяны Владимировны Рязановой, на которой во многом держался финальный и наиболее ответственный этап - согласование. Благодаря её кропотливой работе с замечаниями, умению обосновать каждое техническое решение с позиции истории и реставрационной науки, проект был успешно утверждён
ЯХМ«Реставратор» | г. Ярославль, ул. Б.Федоровская 28 | info@restavrators.ru | +7(930)122 5224