1677
Церковь Николы Мокрого с колокольней
г. Ярославль
ИСТОРИЯ
Местность, где располагается храм, в начале XVII века принадлежала ярославскому Спасо-Преображенскому монастырю и называлась Спасской слободой. По преданию, церковь построена на месте бывшего языческого капища. Первое документальное свидетельство о предшественнике существующего Никольского храма – одноименной деревянной церкви, содержится в грамоте царя Василия Шуйского ярославскому Спасскому монастырю от 15 июня 1606 года. Сведения о посвящении его престолов дополняет грамота царя Алексея Михайловича 1647 года о приписке слобод Спасо-Преображенского монастыря к посаду: «храм холодный клецки на том месте, что словет по прозвищу Мокрое, в том же храме в приделе престол во имя Мученицы святой Варвары».

Храм сооружался на средства ярославских купцов Астафия Лузина и Андрея Лемина и посадских людей Федора Выморова и Стефана Тарабаева. Строительство церкви продолжалось 7 лет. Освящение главного престола храма состоялось 14 июня 1672 года. Южный придел во имя св. Алексия митрополита Московского освятили 23 июня 1672 года. Спустя десять лет, 2 июля 1682 года, освящен северный придел во имя св. великомученицы Варвары.
Объект исследования
О ИССЛЕДОВАНИИ

Обследование технического состояния монументальной живописи в интерьере и на фасадах церкви проведено в июле 2020 года специалистами ООО Ярославская художественная мастерская «Реставратор». Состояние материалов стенописи находится в аварийном состоянии. Основными факторами, влияющими на сохранность живописи, являются: нарушение температурно-влажностного режима при эксплуатации церковного здания, использование
ранее при архитектурно-строительных и неоднократных реставрациях живописи технологий, которые оказались слабо совместимыми с режимом эксплуатации и хранения как живописи, так и здания, в котором она расположена.

Техника изначальной живописи - яичная темпера, но на отдельных колерах (голубой, смальта) - изначальный красочный слой выполнен в технике клеевой живописи). Таким образом, можем считать технику изначальной живописи смешанного типа.

ДЕТАЛИ

В советское время дважды, в конце 1970-х и в середине
1980-х годов предпринимались попытки проведения противоаварийных и консервационно-реставрационных работ на отдельных объемах интерьеров церкви. В приделе во имя св. Алексия митрополита Московского и св. великомученицы Варвары выполнен полный цикл противоаварийных и консервационно-реставрационных работ. Результаты выполненных мероприятий приняты Государственной комиссией. По всему объему алтарной части выполнен цикл противоаварийных работ и частично консервационных. В восточной части южной галереи проведены первоочередные противоаварийные работы. В закомарах на фасадах церкви были выполнены противоаварийные и консервационно-реставрационные работы, исключая процесс тонирования утрат красочного слоя стенописи. Архитектурные и инженерно-строительные реставрационные работы периодически выполнялись, но без единого комплексного плана сохранения здания церкви.

ООО ЯХМ «Реставратор» | г. Ярославль, ул. Некрасова 39-а | info@restavrators.ru | (4852) 32-80-11