1832 г.
Воскресенский
(Спасский)
собор
Нижегородская область
г. Арзамас
О РЕСТАВРАЦИИ

С июня 2021 по сентябрь 2022 года специалисты Ярославской художественной мастерской провели комплекс противоаварийных и реставрационных работ на пяти иконостасах и киотах. Проект включал расчистку от бытовых загрязнений, промывку позолоченной поверхности, укрепление и дополнение левкаса, реставрацию и воссоздание поврежденной деревянной резьбы и тонирование позолоты

Центральный иконостас до реставрации

Интерьер Воскресенского собора. Нач. ХХ в.

ИСТОРИЯ

В 1814 году после окончания войны и изгнания Наполеона, правительством Российской империи была заплачена компенсация городу Арзамасу «за продовольствие проходивших через Арзамас в 1812 и 1814 годах воинских чинов людей». Всесословное собрание горожан Арзамаса приняло решение употребить эти средства на строительство храма-памятника в честь великой победы над французами. Приговор горожан гласил: «1814 года февраля Нижегородской епархии города Арзамаса Благородное сословие и знаменитые граждане, имея ревностное желание соборный холодный храм во имя Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа с приделом великомученика Иоанна Воина, за ветхостью его таковою, что хотя оный и неоднократно поправляем был, но не перестает и ныне угрожать отваливающейся от сводов известью и отрывающимися некоторыми кирпичами причинить вред здоровью бывающих в нем, разобрать и вместо него по избранному и удостоенному от всех одобрения, засвидетельствованному С-Петербургскою Императорскою Академиею Художеств, плану создать новый великолепный. При собрании последних Общий сей приговор учинили: послать того собора старосту церковного купца Василия Ивановича Подсосова к Его Преосвященству Моисею Епископу Нижегородскому и Арзамасскому с протопопом для исходатайствования разрешения и благословения и для снабжения о устроении нового храма грамотою». Ходатайство горожан получило благословение епископа Моисея. Вскоре состоялась торжественная закладка храма. Городским обществом был избран строитель собора - Василий Иванович Скоблин

Придел Александра Невского

Придел Иоанна Воина

Придельные иконостасы до реставрации

Придел Всех Святых

Придел Александра Невского

ДЕТАЛИ

Иконостасы, выполненные в лучших классицистических традициях XIX века, гармонично увязаны с архитектурой собора. Три из них (центральный и два придельных), поставленные на одну линию, имеют общую длину 27 м. и высоту в средней части 12,5 м. Все они двухъярусные, резные, позолоченные; украшены колоннами, пилястрами, антаблементами коринфского ордера, богато орнаментированы тонкой, изящно выполненной резьбой

Состояние деревянной резьбы до реставрации

О РЕСТАВРАЦИИ

Перед началом работ специалисты Ярославской художественной мастерской зафиксировали аварийное состояние иконостасов. Объемная резьба была покрыта плотным слоем пыли и копоти, накопившейся за десятилетия. В местах соединений элементов обнаруживались конструктивные трещины, угрожавшие целостности композиции. Позолота покрылась густой сеткой волосяных трещин, а левкас имел многочисленные утраты - вплоть до обнажения древесины. Наблюдались участки отставания и вспучивания грунта из-за утраты клеевого связующего. Особые проблемы создавали поздние наслоения: краска каркаса местами заходила на золоченые элементы, оставляя подтеки и капли на исторической позолоте

В процессе расчистки от многолетних пылевых загрязнений

ИСТОРИЯ

Оформление интерьеров собора осуществлялось в 1830- е нач.1840-х годов. В 1830-е годы местными арзамасскими мастерами изготавливались резные золоченые иконостасы для приделов и главного алтаря собора. Так в 1832 году «за иконостас в ново-строящемся соборе Арзамасскому мещанину Федору Коринфскому заплачено в приделе Покрова Богородицы сто двадцать пять рублей» (ГАНО, г. Арзамас, ф. 58, оп.1, д.32, л. 51 об.).

В марте 1835 года «за столярную работу и резьбу иконостаса во Всесвятском приделе нового собора отдано Арзамасскому мещанину Василью Алексееву Ломакину одна тысяча восемьсот сорок рублей» … «ему же мещанину Ломакину за столярную работу в приделе святителя Митрофана отдано три тысячи рублей». В изготовлении иконостасов принимал участие и брат В.А. Ломакина – Клим.

Иконостас придела св. вмч. Иоанна Воина изготовил арзамасец Иоанн Кащеев

Промывка позолоченной поверхности иконостасов

Промывка позолоченной поверхности иконостасов

О РЕСТАВРАЦИИ

Реставраторы мастерской разработали и реализовали комплексную программу спасения уникальных иконостасов. На первом этапе были выполнены тщательные расчистки - удаление пылевых наслоений и копоти. Затем проведено укрепление левкаса и древесной основы специальными реставрационными составами. Особое внимание уделили тонированию позолоты

В процессе реставрации иконостасов

Исторические надписи на иконостасах

"Михаила Золотилъ Осипов 1842"

ИСТОРИЯ

Золочение иконостасов выполняли также местные мастера, среди которых имена Ф. Алексеева, П. Соколова, В. Язычкова. Золочение они производили как «через огонь», так и «на полимент». Архивные документы сохранили сведения и о стоимости производимых работ: так в марте 1835 года «отдано за позолоту придела Всесвятского Арзамасскому мещанину Филиппу Алексееву две тысячи триста рублей» (ГАНО г. Арзамас, ф. 58, оп.1, д.36, л.72). В ноябре 1835 года «за позолоту иконостаса арзамасский мещанин Филипп Иванов Крылов получил 591 рубль» (ГАНО г. Арзамас, ф. 58, оп.1, д. 36, л. 83 об.)

В процессе реставрации деревянной резьбы

О РЕСТАВРАЦИИ

Разработанная методика позволила не только остановить процесс разрушения, но и вернуть иконостасам их первоначальный художественный облик. Все работы проводились с соблюдением принципов научной реставрации и сопровождались подробной фотофиксацией

Деревянная резьба иконостасов после реставрации

О РЕСТАВРАЦИИ

Работы выполнялись специалистами ООО ЯХМ "Реставратор": бригадой художников-реставраторов монументальной живописи под руководством художника-реставратора первой категории Крылова Сергея Владимировича. Научное руководство осуществлял художник-реставратор высшей категории Чижов Евгений Александрович

Тонирование иконостасов под позолоту

ИСТОРИЯ
Деревянная застройка Арзамаса неоднократно страдала от пожаров. Так, например, в 1643 году сгорел деревянный Воскресенский собор на центральной площади. В 1652 году из дубовых бревен был вновь возведен городской собор на центральной площади. Он был трехпрестольным и имел шатровый верх. В 1726 г. Арзамас снова был разорен пожаром, на этот раз самым опустошительным за всю историю города. Пострадал, в том числе и Воскресенский собор. В 1742 г. вместо старого деревянного шатрового Воскресенского храма строится новый, каменный, пятиглавый, в интерьере которого установили высокий пятиярусный иконостас, включавший в себя часть особо почитаемых икон из иконостаса старого собора

Иконостасы после реставрации

О РЕСТАВРАЦИИ

В храме выполнена замена окон и проведена система отопления для обеспечения оптимального температурно-влажностного режима в интерьерах собора. С установкой отопления богослужения в храме можно будет совершать круглогодично, а не только в теплое время года, как раньше

Воскресенский (Спасский) собор после реставрации

ЯХМ«Реставратор» | г. Ярославль, ул. Б.Федоровская 28 | info@restavrators.ru | +7(930)122 5224