В 2022 году нашей мастерской выполнены работы по реставрации и приспособление для современного использования, противоаварийные и консервационно-реставрационные работы по монументальной живописи в интерьере и на фасадах, по иконостасам, киотам и иконам объекта культурного наследия федерального значения "Воскресенский (Спасский) собор". Комплекс работ включал в себя реставрацию фасадов, кровли, отделку интерьеров, усиление стен, устройство отопления, отсечной гидроизоляции, восстановление цоколя, крылец, покрытия полов, замена и ремонт окон, дверей.
Фасад до реставрации
Восточная часть фасада
Северо-восточная часть фасад
ИСТОРИЯ
В 1814 году после окончания войны и изгнания Наполеона, правительством Российской империи была заплачена компенсация городу Арзамасу «за продовольствие проходивших через Арзамас в 1812 и 1814 годах воинских чинов людей». Всесословное собрание горожан Арзамаса приняло решение употребить эти средства на строительство храма-памятника в честь великой победы над французами. Приговор горожан гласил: «1814 года февраля Нижегородской епархии города Арзамаса Благородное сословие и знаменитые граждане, имея ревностное желание соборный холодный храм во имя Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа с приделом великомученика Иоанна Воина, за ветхостью его таковою, что хотя оный и неоднократно поправляем был, но не перестает и ныне угрожать отваливающейся от сводов известью и отрывающимися некоторыми кирпичами причинить вред здоровью бывающих в нем, разобрать и вместо него по избранному и удостоенному от всех одобрения, засвидетельствованному С-Петербургскою Императорскою Академиею Художеств, плану создать новый великолепный. При собрании последних Общий сей приговор учинили: послать того собора старосту церковного купца Василия Ивановича Подсосова к Его Преосвященству Моисею Епископу Нижегородскому и Арзамасскому с протопопом для исходатайствования разрешения и благословения и для снабжения о устроении нового храма грамотою». Ходатайство горожан получило благословение епископа Моисея. Вскоре состоялась торжественная закладка храма. Городским обществом был избран строитель собора - Василий Иванович Скоблин
Восточный фасад в процессе реставрации
Северо-восточный фасад в процессе реставрации
Фасад в процессе реставрации
Западный фасад в процессе реставрации
Юго-западный фасад в процессе реставрации
ДЕТАЛИ
Для недопущения дальнейшего разрушения были выполнены первоочередные противоаварийные мероприятия по сохранению 48 баз колонн собора
Кирпичная кладка в процессе реставрации
ДЕТАЛИ
В течении 123 рабочих дней, специалистами использовано свыше 20 тысяч кирпичей. Кирпичная кладка полностью выведена из аварийного состояния
Бурение отверстий в кирпичной кладке
Реставрация кирпичной кладки
Всего на постройку было употреблено пять с половиной миллионов кирпичей, свыше 8 тыс. кубометров твердого камня и до 10 тыс. пудов железа
ИСТОРИЯ
Лепной декор в процессе реставрации
1
2
3
4
5
6
ДЕТАЛИ
Особое внимание и кропотливый труд были вложены в реставрацию элементов архитектурно-лепного декора, сложных профильных бордюров, капителей колонн и пилястр на обрамлении фасада, частично утраченных в советский период. Специалисты максимально пытались сохранить исторический лепной декор, подчеркивающий индивидуальность собора
Лепной декор до реставрации
Лепной декор после реставрации
Лепной декор в процессе реставрации
ДЕТАЛИ
Собор украшает богатый лепной декор и живописная имитация лепных украшений. Стены и пилоны расчленены филенчатыми пилястрами, по верху обведены лепными карнизами. Подпружные арки акцентированы лепными архивольтами, а своды экседр кессонированы
Лепной декор после реставрации
Лепной декор после реставрации
Основание и цокольный этаж собора были заложены в 1816 году
ИСТОРИЯ
Техническое состояние подклета собора
1
2
3
4
5
6
Подклет собора в процессе реставрации
ДЕТАЛИ
В интерьерах подклета предлагалось разместить современную экспозицию церковного музея
Подклет собора после приспособления для современного использования
ДЕТАЛИ
В подклете собора выполнены работы по реставрации исторической кирпичной кладки стен и сводов, отсечной гидроизоляции стен, подведено отопление, современные сети и коммуникации. Теперь здесь размещен музей Русского Патриаршества.
О РЕСТАВРАЦИИ
В храме выполнена замена окон и проведена система отопления для обеспечения оптимального температурно-влажностного режима в интерьерах собора. С установкой отопления богослужения в храме можно будет совершать круглогодично, а не только в теплое время года, как раньше
Деревянные полы в интерьере до реставрации
ДЕТАЛИ
В общей сложности на реставрационных работах в соборе были заняты более 500 человек. Конечно, они находились в храме не одномоментно, одни виды работ сменяли другие или велись параллельно. Можно сказать, что с таким объемом работ наша организация столкнулась впервые
Расчистка пола от многослойной покраски
1
2
3
Реставрация деревянного пола
1
2
3
4
ИСТОРИЯ
Деревянная застройка Арзамаса неоднократно страдала от пожаров. Так, например, в 1643 году сгорел деревянный Воскресенский собор на центральной площади. В 1652 году из дубовых бревен был вновь возведен городской собор на центральной площади. Он был трехпрестольным и имел шатровый верх. В 1726 г. Арзамас снова был разорен пожаром, на этот раз самым опустошительным за всю историю города. Пострадал, в том числе и Воскресенский собор. В 1742 г. вместо старого деревянного шатрового Воскресенского храма строится новый, каменный, пятиглавый
Деревянный пол в интерьере собора после реставрации
ДЕТАЛИ
Собор имеет яркий индивидуальный характер и вместе с тем подчеркивает красоту и особенности соседних зданий и всего ансамбля центральной площади старинного города